Лун, китайский драконЛун, китайский дракон
![](http://savepic.su/1222231.jpg)
В «Основных сведениях по фармакологии» (16 в.) Ли Шичжэня со ссылкой на Ван Фу (1-2 вв.) о Л. говорится:
«Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра «…» На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает светлой силе ян «…» под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань». (Бошань, по-видимому, означает некий нарост в центре лба Л., именуемый также чиму (букв. «плотницкий аршин») и являющийся магическим знаком Л., благодаря которому он имеет возможность подниматься в небо).
В средневековой традиции Л. рассматривался как прародитель всех зверей и птиц, от которого пошли
«пернатые, покрытые шерстью, чешуйчатые и панцирные» («Эръя и» - «Пояснения к словарю Эръя», 11-12 вв.)
Лун – доброе существо, его появление рассматривается как благоприятный знак, хотя в древних мифах встречаются упоминания о борьбе со злыми Л. Герои древних мифов летали по небу на Л. или в повозке, запряженной Л. В средние века существовали предания о злых драконах, в наказание за дурные дела лишенных возможности подняться на небо.
Образ Л. чрезвычайно популярен в изобразительном и прикладном искусстве Китая. Он встречается в легендах и сказках, в средневековых новеллах, в поэзии.
Читать дальшеНачертание иероглифа Л., представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем) обнаружено уже на надписях на гадальных костях эпохи Инь (с 14 в. до н.э.). Существуют предположения, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа Л. с крокодилом. В надписях на гадальных костях Л. связан с названиями прототибетских племен цян, населявших западную и центральную части современной провинции Хэнань и, возможно, южную часть провинции Шаньсин.
Вероятно, Л. считался тотемом ряда древних племен, что является редким исключением в общемировой системе первобытных верований, в которой тотем – обычно существо реальное. Возможно, образ Л. заменил более ранние представления о тотеме – змее, ящерице или крокодиле. Ср. связанные с тотемическими представлениями обычай татуировки в виде Л. у племен юэ на восточном побережье, легенды о поедании мяса дракона и о разведении и кормлении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей; многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом (вариант: встреча женщины с драконом, один только взгляд на него или просто видение дракона во сне, а также появление дракона в небе над домом, где должен родиться герой; рождение героя из крови дракона); наличие драконовой меты (лун янь) на челе древних государей (в средневековом Китае Л. – символ императора, его изображали на троне, на халате государя).
Особенно велика роль Л. в древних космогонических представлениях. На одном бронзовом блюде эпохи Инь изображены два дракона: на дне – безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали, а по краю – дракон с лапами, а также птица и рыба. Возможно, что во втором случае Л. олицетворяет землю (птица – небо и рыба – водную стихию). Связь Л. с землей зафиксирована и в «Книге перемен». Однако с развитием мифологических и космогонических представлений Л. стал мыслиться как воплощение светлой, небесной мужской силы ян и утратил связь с землей как с воплощением темного женского начала инь. Реликты древнейшей связи Л. с землей заметны в некоторых преданиях, где Л. живут под землей, в колодцах, стерегут клады, знают расположение земных жил, помогают герою выбраться из подземелья, а также в представлении о зимней спячке драконов и змей под землей. Согласно словарю 1 в. «Шовэнь» («Толкование знаков»), Л. весной поднимается в небо, а осенью опускается в пучину вод.
Как символ силы ян и небесного начала Л. часто изображается крылатым существом, повелителем облаков, туч, дождя, парящим в облаках или плывущим в волнах и объятым языками пламени, - видимо, символ грозы как соития неба и земли (в древнекитайской космогонии дождь есть слияние неба и земли). Ср. также цветовую характеристику крови Л. – «черно-желтая», сюаньхуан, сюань – «черный», цвет неба и хуан – «желтый», цвет земли.
Впоследствии появилось представление о драконах пяти цветов: хуанлун – желтые, цинлун – зеленые, чилун – красные, байлун – белые и сюаньлун – черные. В преданиях фигурируют, главным образом, цинлун (символ восточной стороны) и хуанлун, связанный с землей и центром. Л. различались и по внешнему виду – цзяо – чешуйчатые, ин – крылатые, цю – рогатые, чи – безрогие («Бо я», «Описание изящного», 3 в. до н.э.). Ван Чун («Критические суждения», 1 в. до н.э.) сообщает, что художники его времени изображали . с головой коня и хвостом змеи. В некоторых преданиях есть упоминания о лунма («конь-дракон»), живущем в воде и о превращении Л. в коней и быков.
Лун-Ван, «царь драконов»
в китайской мифологии царь водной стихии, глава драконов – лун. Согласно древним текстам, Л. – существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами – около 1 ли (примерно 0,5 км в длину). Образ Л. сложился в первых веках н.э., возможно, под влиянием буддизма (при переводе на китайский язык буддийских сутр слово Нагараджа, «царь змей», было передано как Л.). Из буддийской литературы было заимствовано и число Л. (в китайском переводе сутры «Садхарма пундарика» их насчитывается восемь, по другим сочинениям – десять). Однако распространение получила даосская трансформация этой классификации, узаконенная императорским указом 751 г. – представление о Л. четырех морей (в соответствии с древнекитайской космогонией: Гуандэ («увеличивающий добродетель») – Л. Восточного моря, Гуанли («увеличивающий богатство») – Южного, Гуанчжун («увеличивающий благосклонность») – Западного и Гуанцзэ («увеличивающий щедрость») – Северного. Все они считаются братьями Ао*, старший из которых Гуандэ. В фантастической эпопее У Чэнъэня («Путешествие на запад», 16 в.) и других произведениях Л. носят несколько иные имена: Ао Гуан, Ао Цинь, Ао Шунь и Ао Жун. Существовало предание и о Л. четырех главных рек Китая, а также о Л., живущих в больших озерах.
В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Л. (без имени) или Дунхай Л. («царь драконов Восточного моря»). В поздних народных верованиях Л. нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэнбо и повелитель дождя Юйши. В поздней народной мифологической системе Л. обычно представляется старцем, живущим в хрустальном подводном дворце лунгун («драконов дворец», впервые также встречается в переводах буддийских сутр). Л. – хранитель несметных сокровищ, у него есть свое морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки, рыбы и другие морские обитатели, имеющие склонность к оборотничеству. Китайские художники нередко рисовали Л. в виде старца с посохом, набалдашник которого украшен головой дракона. Часто упоминаются и дети Л. – сын, реже дочь.
Культ Л. был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в городах, деревнях, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые считали, что подземные источники в колодцах управляются Л. и соединяются под землей с морем. Во время засухи статую Л. выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили, чтобы показать Л. размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде. Китайские императоры присваивали Л. различные титулы, а иногда понижали их в чине, издавали указы о ссылке Л. за проступки в дальние края и т.п.
*Ао – в китайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха, на спине которой расположены три священных горы, где живут бессмертные.